Обратная сила закона Конституция РФ

Обратная сила закона или же по-другому ретроактивность закона, или же nullumcrimensinelege, означает невозможность привлечения человека к ответственности за действие совершённое до вступления закона в силу, который возвёл данное совершённое действие в ранг противоправного или преступного.

То есть, гражданин не может нести ответственность за действие, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Незаконным является тот нормативный правовой акт, который вводит наказание за действия совершённые до его вступления в законную силу.

Обратная сила закона Комментарий
Обратная сила закона Комментарий

Конституция РФ

Статья 54 Конституции РФ говорит о следующем:

часть1 — Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

часть 2 — Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В статье 54 речь идёт о преступлениях или правонарушениях. Положение об обратной силе закона касается не только уголовного или административного права, оно касается и налогового, и таможенного, и лесного, и земельного, и других отраслей права, в которых говорится об ответственности за совершение тех или иных незаконных действий или бездействия.

Однако, есть одно НО и оно касается трудового права. Обратите внимание на решение Конституционного суда России от 1 октября 1993 года N 81-р «По индивидуальным жалобам граждан о проверке конституционности правоприменительной практики отказа в рассмотрении в судебном порядке трудовых споров об увольнении, разрешенных по действовавшему до 21 июня 1990 года законодательству о труде вышестоящими в порядке подчиненности органами». В нём говорится следующее: «Законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство). В отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица (к таким относятся и трудовые отношения), обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон. Так, в трудовых отношениях требование бывшего работника о восстановлении на работе косвенно направлено против интересов нового работника, занимающего спорную должность: при удовлетворении иска о восстановлении на работе вновь принятый работник подлежит увольнению.».

Статья 55 Конституции РФ говорит о следующем:

Часть 1 — Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Часть 2В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Часть 3Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Полагаю, именно этой лазейкой — часть 3 статьи 55 Конституции РФ, и будут пользоваться законодатели, ограничивая права граждан за действия совершённые в прошлом.

Мотивация ограничения конституционных прав — обеспечение обороны страны и (или) безопасности граждан.

На мой взгляд, эта норма разумна, однако в мерзких и нечистоплотных ручонках она подойдёт для манипуляций с правами человека и гражданина в определённых, например в грязных в некоторых политических целях.

В этой части речь идёт о правах и свободах, а не об ответственности. То есть, законодатель не имеет права вводить ответственность, ни под каким предлогом, даже под предлогом защиты и безопасности государства, за действия которые были совершены в прошлом до принятия и вступления закона в силу.

Согласно статьи 15 Конституции РФ:

Часть 1 — Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Часть 2 — Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Часть 4 — Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Исходя из части 1 и 2 статьи 15 основного закона России (Конституции РФ), законодатели не имеют права принимать законы вводящие ответственность за действия совершённые в прошлом.

Посмотрим на международное право, которое является составной частью правовой системы России.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Стать 15 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года), говорит следующее:

Пункт 1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением. Равным образом, не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника.

Пункт 2. Ничто в настоящей статье не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом.

Обратите особое внимание на этот Пакт, он содержит в себе не мало важных положений, которые очень актуальны для граждан России.

Так например:

Статья 17 Пакта:

1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.

2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Подобное положение, закреплённое в статье 17 Пакта, содержится в статье 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, а так же в статье 8 Европейской конвенции по правам человека 1950 года.

Статья 20 Пакта:

1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.

2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Всеобщая декларация прав человека

В статье 11 Всеобщей декларация прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года), говорится о следующем:

Пункт 2 — Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Европейская конвенция по правам человека

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция по правам человека или Конвенция о защите прав человека и основных свобод) — (формат PDF) — г. Рим, 4.ХI.1950 г., в статье 7, говорится следующее:

Пункт 1 — Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

Пункт 2 — Настоящая статья не препятствует осуждению и наказанию любого лица за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое в момент его совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.

Прокуратура РФ

В рамках уголовного права о действии закона во времени, об обратной силе закона, рекомендую почитать интересную работу А.Н. Попова — Уголовный закон и его обратная сила (Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Обратите внимание, в частности на главу 4 вышеупомянутой работы.

Закон против ФБК

Пока составлял эту заметку, на сайте Deutsche Welle (dw.com) появилась статья под заголовком — Госдума РФ приняла «закон против ФБК». Закон принят Государственной Думой РФ в третьем чтении. В статье сказано следующее:

Согласно закону, который в медийном сообществе уже назвали «законом против ФБК», для руководства таких организаций срок запрета составит пять лет со дня вступления в силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности, а для участников и работников — три года. При этом причастность к организации всех лиц, кроме руководителей, будет устанавливаться судом.

В частности, причастными могут считаться все, кто выразит поддержку такой организации, в том числе финансовую или консультативную, или выступит с публичным высказыванием «с одобрением деятельности или отдельных мероприятий подобных организаций, в том числе в интернете». При этом лишить пассивного избирательного права могут за причастность к организации в срок, начинающийся за три года до вступления в силу решения суда о ее ликвидации или запрете деятельности в РФ.

Фраза «выступит с публичным высказыванием «с одобрением деятельности или отдельных мероприятий подобных организаций, в том числе в интернете»» выглядит крайне пугающей. Аж жутко становится. Выходит, что если написать в интернете — «Я поддерживаю Фонд Борьбы с Коррупцией», то автоматически автор этих строк становится правонарушителем, экстремистом и должен подлежать преследованию, и наказанию? А где свобода слова? А где же свобода мысли, свобода мнения? А если человек поддерживает ФБК Навального только лишь из-за симпатий к самому Алексею Навальному, или же из-за симпатий к расследованиям ФБК, или же гражданин всей душой ЗА борьбу с коррупцией в России и потому симпатизирует «Фонду борьбы с коррупцией», как одной из немногих организаций борющейся с коррупцией путём публикации расследований и разоблачений? А если эта фраза произнесена или написана публично до вступления решения суда в законную силу по делу ФБК и его «экстремистской деятельности», с учётом «закона о ФБК», и с учётом непонятно чего, все граждане публично произносящие слова поддержки ФБК и Навальному становятся заочно экстремистами или пособниками экстремистов, или как-то так? Это же, по-моему, неконституционно?

А как быть с конституционным и международным принципом Презумпции невиновности? — статья 49 Конституции РФ, пункт 2 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, пункт 1 статьи 11 Всеобщей декларация прав человека 1948 года, пункт 2 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека 1950 года.

На сайте Государственной Думы сказано следующее:

«Мы сегодня с вами для себя определяем: те, кто представляет организации террористические и экстремистского толка, не имеют права участвовать в выборах. Давно это надо было определить. И, если мы только действуем в интересах своей страны, важно оградить от таких людей власть, потому что это все может привести к плохим последствиям», — сказал он.

Комментарий Вячеслава Володина по закону о запрете экстремистам и террористам избираться в выборные органы власти

Итог

Подведя итог выше сказанному. По моему личному мнению. Любой нормативный правовой акт противоречащий конституции подлежит немедленной отмене. Закон вводящий ответственность за действия совершённые в прошлом незаконен. Лица принявшие подобный закон, или иной правовой акт, по моему мнению, как минимум некомпетентны, и должны как минимум быть проверены на профпрегодность, а как максимум должны быть уволены с занимаемых должностей, и должны быть проверены прокуратурой на предмет наличия или отсутствия в действиях этих лиц признаком составов уголовного преступления или административного правонарушения. Граждане подвергшиеся поражению в правах, за совершение каких-либо действий в прошлом, ставшие незаконными в настоящем, подлежат восстановлению в этих правах, а должностные лица принявшие решение о поражении в правах граждан, должны быть привлечены к ответственности.

Для тех кто что-то там усмотрит в моих заметках — я лишь высказываю своё личное мнение о правах человека и гражданина в стране, о работе чиновников по тем или иным ситуациям, о деятельности Алексея Навального и ФБК. Вам может показаться, что я поддерживаю ФБК и его лидера, но нет, однако мне импонирует этот человек, его дух, его сила воли, бесстрашие его сторонников, мне импонирует идея ФБК — борьба с коррупцией, мне импонируют снятые и опубликованные расследования и разоблачения ФБК и Алексея Навального, я имею абсолютное убеждения в том, что с коррупцией в России необходимо бороться, необходимо выявлять и разоблачать, и юридически наказывать коррупционеров особенно во власти.

Domus Nostrae

Иногда размещаю заметки по юридической тематике, высказывая своё личное мнение по интересующим меня вопросам. Делюсь своим опытом и мыслями о наболевшем, очень наболевшем.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ясно